Эволюция сельхозмашиностроения
Информация о продукции российского и зарубежного сельхозмашиностроения

Ростсельмаш.


1969 год. Я сдал документы в Ростовский инженерно-строительный институт (РИСИ). Сдал экзамены (все на четвёрки). Но на дневное по конкурсу не прошёл. Не хватило одного балла. Сдал документы на заочное отделение. И вот стою я в вестибюле института и думаю, что дальше делать, стал читать объявления на стене. Одно меня заинтересовало. Там было написано, что в комитете комсомола института выдаются комсомольские направления на завод «Ростсельмаш», и завод своим работникам предоставляет общежитие. Взял путёвку, поехал на завод, и меня приняли слесарем по ремонту энергооборудования в отдел энергетика цеха экспортных машин. Дали общежитие. Мне было 17 лет.

Начальником отдела работал Кошлыков Александр Аркадьевич. Добрейший человек. Надо отметить, что в моей жизни, в основном встречались подобные люди, хотя было много и «дерьма». Об одном случае хочу рассказать. Работаю я дежурным слесарем по ремонту энергооборудования. В мои обязанности входило устранять неисправности малярных камер, на которые поступала вода, воздух и краска. Иногда не поступала на малярную камеру вода, иногда не поступала краска на краскопульты, или рвались воздушные шланги. Меня вызывали, и я устранял эти неисправности. Если не было вызовов, то занимался, готовился к новым вступительным экзаменам.

А со мной в комнате жил ещё бывший студент ростовского медицинского института (забыл, как его звали). Его исключили из института за неуспеваемость. И вот он говорит: «А давай съездим на Азовское море, отдохнём!» Мне эта идея понравилась. У этого бывшего студента после института остались медицинские атласы. Это были дорогие книги. Мы сдали их в комиссионный магазин, получили деньги, сели на автобус и поехали на Азовское море. Никого я не предупредил. Я даже не задумывался, что на работе со мной связано много людей. И если я отсутствую, то на моё место нужно кого-то поставить. А это значит, что человека нужно снять с другого рабочего места и т.д. Но мне было 17 лет, и о таких мелочах я не задумывался.

Денег нам хватило только на дорогу в одну сторону. Жили мы под лодкой на пляже какого-то санатория и договорились подработать в столовой. Нас за это кормили и дали денег на обратную дорогу. И вот через несколько дней в семь часов утра я являюсь на работу. Александр Аркадьевич проводит пятиминутку. И вот он, я. Собственной персоной. Александр Аркадьевич некоторое время молчит, а потом интересуется, где-же я пропадал. Я совершенно спокойно отвечаю, что ездил отдохнуть на море. Александр Аркадьевич ещё на какое-то время теряет дар речи. Потом обращается к бригаде слесарей: «Что будем с ним делать?». Те говорят, что парень молодой, исправится, и его можно простить. Аркадьевич соглашается, но требует от меня обещания, что я впредь не буду так себя вести. Я отвечаю, что буду стараться, но твёрдого обещания дать не могу, так как не знаю, в какой ситуации я могу в дальнейшем оказаться. Долго Аркадьевич добивался от меня твёрдого обещания, не нарушать в дальнейшем трудовую дисциплину, но так и не добился. Я твёрдо стоял на своём, что буду стараться. В конце концов он устал со мной пререкаться, а мои старшие коллеги сказали, что возьмут надо мной шефство и будут меня воспитывать. На том и порешили. В дальнейшем у меня проблем с дисциплиной не было.
Я в 1970 году. «Ростсельмаш».
Поработав на заводе, я поменял свои приоритеты и решил связать свою жизнь с машиностроением. В 1970 году я сдал документы в приёмную комиссию РИСХМа (Ростовский институт сельхозмашиностроения) и в итоге поступил в этот институт.

РИСХМ. Посте поступления в институт мне дали общежитие. Я записался на секцию гребли на байдарках. Учась в школе и работая на заводе, я занимался в спортом, мне этот процесс просто нравился.
В июне 1971 года в Ростове проводилась Спартакиада народов РСФСР по гребле на байдарках и каноэ. Я с другими студентами принимал участие в этих соревнованиях. Мы представляли студенческое спортивное общество «Буревестник». На байдарке четвёрке мы заняли четвёртое место. Для нас это была большая победа.

В конце 1971 года у меня умер отец (лимфалейкоз), а в 1972 году я женился. Мне было 20 лет. Нужно было заботиться о семье. И после зимней сессии 1973 года я перевёлся в завод-ВТУЗ (филиал РИСХМа). ВТУЗ расшифровывается, как Высшее Техническое Учебное Заведение. Таких институтов в Советском Союзе было всего 2 или 3. Этот институт интересен тем, что на дневном отделении студенты работали на заводе и учились в институте. Неделю мы только учились, а следующую неделю и учились, и работали. Затем всё повторялось. В месяц у нас было две рабочих (с учёбой) и две учебных недели. Мы получали половину стипендии (23 рубля) и половину заработной платы.

Я пошёл работать параллельщиком. Молотом в полпуда рихтовал молотильные барабаны комбайна. Каждый день восемь часов махал этим молотом. Работа была тяжёлая, но я неплохо зарабатывал
примерно 200-220 рублей в месяц + стипендия). Но кроме того я опять же получал удовольствие от этого, так как я рассматривал этот процесс как тренировку. В институте была военная кафедра. В армию нас не забирали. После окончания военной кафедры нам присваивались звания лейтенант-запаса и кто хотел, мог пойти служить в армию офицером.
Институт. Военная кафедра. Сборы.
Я крайний справа на обеих фотографиях.
Летом 1973 года я записался в студенческий строительный отряд. На время каникул в институтах создавались такие отряды, и студенты на лето уезжали в деревни строить различные производственные помещения (свинарники, коровники и т.д.) и жилые дома. Руководители сельхозпредприятий с удовольствием заключали договора со студентами, так как студенты работали очень добросовестно, без выходных, и рабочий день у них длился с 5 часов утра до 22 часов вечера (с перерывами на питание). За два-три месяца они осваивали огромное количество денег, да и сами неплохо зарабатывали. Я за полтора месяца заработал около 1000 рублей. Это были приличные деньги.

Осенью этого же 1973 года мне предложили вступить в кооператив по строительству жилого дома. Это был экспериментальный проект.

Суть его заключалась в том, что члены этого кооператива должны были сами строить этот дом. Каждый день (после работы на заводе), мы должны были ещё отработать на стройке 5 часов, а в выходные дни – по 8 часов. Поэтому желающих было мало. Я же согласился и 1,5 года (три учебных семестра), не бросая учёбы в институте и работы на заводе, строил дом. Был каменщиком. И уже 31 декабря 1974 года мы вселились. Мне было 22 года.

В 1976 году я окончил институт. Мне предложили должность начальника смены цеха экспортных машин завода «Ростсельмаш».

В 1977 году я перешёл в отдел технической эксплуатации комбайнов завода «Ростсельмаш» и руководил техническими центрами завода на Украине и в Молдавии. Объездил все области и значительную часть районов этих республик.

В 1980 году мня направили в командировку на три месяца в Болгарию для технического обслуживания комбайнов.

1980 год. Болгария. Технический центр «Трактороэкспорта».
Я в первом ряду (крайний справа).

1980 год. Вернулся из Болгарии.

В те времена у промышленных предприятий были подшефные сельхозпредприятия или районы. У «Ростсельмаша» подшефным был Зимовниковский район. И в 1982 году завод формирует отряд из 20 комбайнов «Нива», сажает на них своих специалистов, знающих комбайны и умеющих на них работать, и отправляет в Зимовниковский конный завод № 163. Одним из этих специалистов был я. Мы готовим комбайны и приезжаем на них в конный завод. Конзавод встретил нас не очень приветливо. Бытовые условия были ужасные. Помыться было негде. Поэтому я постригся сразу под «ноль». Кормили нас таким образом: утром – на первое суп с вермишелью, котором было вместо мяса было сало, на второе – вермишель с салом и чай из зверобоя. На обед и на ужин то же самое. И так каждый день. За два месяца я похудел на семь килограммов.

Кроме того, мы работали на самых плохих полях. Также комбайны у нас были с измельчителями, и к комбайнам цеплялись тележки (ПТС), в которые задувалась измельченная солома. При наполнении тележки менялись, что снижало производительность. Но мы работали неплохо. Я намолотил больше всех в конзаводе.

По возвращении из конзавода у меня началась эпопея по испытаниям новых зерноуборочных комбайнов серии «Дон». В то время мы значительно отставали от ведущих мировых производителей зерноуборочных комбайнов. Кроме того, росла урожайность с/х культур, и нужны были высокопроизводительные зерноуборочные комбайны. Так же мы не могли конкурировать с западными комбайнами и по условиям, в которых работали комбайнёры. Новые комбайны проектировались значительно производительнее своих предшественников и более комфортными (герметичные кабины, кондиционеры, гидротрансмиссия и т.д.).

Сначала конструкторы спроектировали комбайн «Нива-1500». Это был удачный комбайн с центральным расположением кабины. И в первый же сезон испытаний он неплохо работал.

Но в один прекрасный день на завод приезжает из Москвы какой-то крупный руководитель. Его привезли к экспериментальному цеху ГСКБ, где стояли различные иностранные комбайны. Он прошёлся вдоль комбайнов, осмотрел их. Среди этих комбайнов стоял «Джон Дир». Московский гость поднялся на этот комбайн, посидел в кабине. Спустившись, он указал на «Джон Дир» и сказал: «Будем делать такой комбайн».

Я не помню, какая это была модель. Но это был комбайн с боковым расположением кабины, в котором вместо стрясной доски стояли шнеки.
К новому сезону были спроектированы и изготовлены комбайны (кажется, два экземпляра) по подобию «Джон Дира». Но во время испытаний комбайны работали очень плохо. И с учетом замечаний конструкция комбайна к следующему сезону была полностью переработана.

И вот отправили меня на испытания этих новых комбайнов серии «Дон». Испытания проводились по двум направлениям: на машиноиспытательных станциях и в хозяйствах.

Я занимался хозяйственными испытаниями. Меня направили в ГСКБ (государственное специализированное конструкторское бюро), которое находилось при заводе), дали мне шасси комбайна, а весь комбайн я собирал и обкатывал сам при поддержке конструкторов.

Первая моя командировка с новым комбайном в Ростовскую область была к Герою Социалистического Труда Нине Васильевне Переверзевой. Она получила звезду героя за работу на комбайне. К ней направили два новых комбайна. На одном из комбайнов должен был работать я с Ниной Васильевной.

Но её муж Петрович сказал, что нечего прохлаждаться в комфортных условиях. Нина Васильевна была воспитана в старых традициях. Мужа она почитала и уважала. Его слово для неё было законом. И она осталась работать с Петровичем на комбайне «Колос».

Надо отметить, что условия работы на этом комбайне были очень тяжёлые. Кабина негерметичная, на солнце раскалялась, плюс сзади прямо у двери кабины был расположен двигатель, от которого жар шёл в кабину. Температура в кабине была около 50 градусов.

Нина Васильевна Переверзева.

Я рядом с ней (слева) в первом ряду.

Нина Васильевна положила мне руку на плечо.

​Нина Васильевна Работала с мужем на «Колосе», а я работал на «Доне». И лишь только, когда приезжала какая-либо делегация или журналисты, Нина Васильевна садилась за руль «Дона». Условия проживания у нас были хорошие, кормили нас также хорошо. Но постоянно Нина Васильевна сама что-нибудь нам готовила. Нравились нам её пирожки. И она готовила их нам по ведру. Всегда извинялась, что большие, так как нет времени делать маленькие.
Затем меня отправили на испытания в Оренбургскую область к дважды Герою Социалистического Труда Чердинцеву Василию Макаровичу.

Василий Макарович Чердинцев родился в 1927 году в селе Архиповка Сакмарского района в семье крестьянина. Русский.

Окончил восемь классов Сакмарской средней школы. Трудовую деятельность начал в годы Великой Отечественной войны. После окончания курсов в 1943 году работал комбайнером на Сакмарской МТС, а с 1958 г. — в колхозе «Рассвет» Сакмарского района. В 1949–1950 гг. учился и успешно окончил школу механизаторских кадров в селе Покровка Новосергиевского района.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и девятью медалями ВДНХ; лауреат Государственной премии СССР, заслуженный механизатор РСФСР.

Звание Героя Социалистического Труда В. М. Чердинцеву присвоено 23 июня 1966 г. за успехи, достигнутые в увеличении производства и заготовки зерна и высокопроизводительное использование техники.

Второй Золотой медалью «Серп и Молот» В. М. Чердинцев награжден 6 июня 1984 г. за выдающиеся успехи в эффективном использовании сельскохозяйственной техники, большой вклад в выполнение планов и социалистических обязательств по увеличению производства зерна в одиннадцатой пятилетке и проявленный трудовой героизм.

Работа у Василия Макаровича мне запомнилась только тем, что было очень холодно, шли дожди. Когда дожди на время прекращались, мы работали сутками.

В 1984 году я поехал на испытания к Дважды Герою Социалистического Труда Гиталову Александру Васильевичу в Кировоградскую область (Украина).

Александр Васильевич Гиталов родился 14 (по новому стилю – 27) мая 1915 года в селе Татаровка (ныне – Камышеватое Новоукраинского района Кировоградской области Украины).

Трудовую деятельность Гиталов начал в четырнадцатилетнем возрасте в родном селе. В 1934 году он окончил курсы механизаторов, после чего работал трактористом на Малопошнянской машинно-тракторной станции. С 1936 года работал бригадиром тракторной бригады.

Справа налево: Гиталов А.В., Песков Ю.А. – генеральный директор ПО «Ростсельмаш», Мещеряков И.К. – генеральный конструктор ГСКБ ПО «Ростсельмаш».
С началом Великой Отечественной войны А. В. Гиталов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Служил авиамехаником в 160-х стационарных авиационных мастерских 5-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта (впоследствии – ВВС Закавказского фронта) в Ставрополе и Ереване. После окончания войны Гиталов был демобилизован.

Вернувшись на родину, Гиталов вновь стал работать бригадиром тракторной бригады на Малопошнянской МТС, а через некоторое время перешёл на такую же должность в колхоз, впоследствии получивший наименование «Имени ХХ съезда КПСС». В 1947 году его бригада получила высокий урожай ржи – по 22,4 центнера с каждого из 165 закреплённых за ней гектаров, что в те годы давало право на представление к званию Героя Социалистического Труда.

В дальнейшем бригада Гиталова ежегодно добивалась высоких урожаев зерновых и технических культур, широко внедряя передовой опыт и научные достижения. За выдающиеся успехи в этой сфере Гиталов вторично был представлен к званию Героя Социалистического Труда.

В период кампании по насаждению кукурузы в СССР Гиталов командировался в США, на ферму Р. Гарста, где изучал американский опыт выращивания этой культуры. По возвращении на родину на базе его бригады была создана всесоюзная школа передового опыта, в которой проходили обучение тысячи механизаторов со всего Советского Союза.

Гиталов являлся автором нескольких книг, пособий, ряда статей и очерков. За очерк «Дума о хлебе» в 1973 году он был удостоен литературной премии ЦК КП Украины имени Ярослава Галана. Это произведение было включено программу учебных заведений, в том числе агитаторских и партийно-политических. Ряд его произведений переведён на иностранные языки.

Последние годы жизни Гиталов тяжело болел. Незадолго до его смерти у него были украдены все его награды. Умер 17 марта 1994 года, похоронен на кладбище села Камышеватое.

Приехал я к Гиталову. Познакомились. Гиталов говорит мне: «Юрко, я тоби даю самого лучшего комбайнэра в помощь». И показывает на тщедушного мужичонку.

Звали этого нового «испытателя» Толькой. В дальнейшем я узнал, что этот Толька был самым никчёмным работником у Гиталова, да ещё и пьяница. Гиталов не знал, куда деть этого Тольку. И тут появляюсь я с комбайном. Тольку Александр Васильевич назначает комбайнёром, а меня оформляет помощником к Тольке. Начали мы работать. Я работаю сутками, а Толька в это время пьёт, но как только приезжают различные делегации и журналисты, Тольку ловят, приводят в порядок и сажают на комбайн.

​Я с Толькой.

Я работал много и эффективно. Местные комбайнёры меня ненавидели: я забирал у них работу и зарплату. Строили мне различные козни. То в бак в дизтопливо зальют масло (комбайн дымит и не тянет, нет мощности), то в бак набросают мелко нарезанную резину (и в какой-то момент кусочек резины подтягивается к трубке забора топлива, комбайн глохнет). Мне приходилось тратить время на устранение этих проблем, но я упорно работал. Об этих испытаниях много писали. Привожу некоторые статьи.

Газета «Радянське село» от 31 июля 1984 года

Итак, я работал, а Толька пил. В деревне над ним посмеивались, называли «испытателем», но Толька на это не обращал внимания, у него были другие заботы. В итоге я намолотил 40 000 центнеров (зерновые колосовые и кукуруза). В то же время в области подвели итоги соревнования между комбайнёрами.

Мы с Толькой завоевали первое место по области, так как остальные комбайнёры даже близко не подошли к нашим результатам. Для сравнения, шесть комбайнов «Нива» из нашего звена все вместе намолотили 12 000 центнеров. По правилам соревнования экипажу, занявшему первое место по области, предполагалась премия: комбайнёру-автомобиль «Москвич», а помощнику- тяжёлый мотоцикл с люлькой. Народ негодовал.

Газета «Заря коммунизма» от 8 декабря 1984 года,

Ставропольский край

Как же так? Какая несправедливость, Толька весь сезон пьянствовал и не работал, а получит «Москвич». Созвали собрание. Долго спорили и ругались. Решили уменьшить наши показатели. И направили в область уменьшенные данные. Но оказалось, что с новыми показателями мы с Толькой занимаем второе место по области. В этом случае комбайнёру причитается тяжёлый мотоцикл, а помощнику- большой цветной телевизор. Народ опять возмущён. Опять созывают собрание. Опять ругаются и спорят.

Договариваются ещё раз снизить наши намолоты. Направляют в область ещё более уменьшенные данные по нашим намолотам, но, тем не менее, и с этими новыми показателями мы с Толькой занимаем третье место по области. Тольке, как комбайнёру, предполагается премия- большой цветной телевизор, а мне, как помощнику- переносной телевизор «Электроника». Отступать руководству колхоза уже некуда, нужно вручать премию. Толька по такому случаю побрился, надушился одеколоном, приоделся и направился на собрание колхозников, где ему должны вручать премию. Я на собрание не пошёл, так как работал. На собрании опять ругань и споры. Народ требует не отдавать Тольке телевизор, а оставить его в «красном уголке» правления.

На том и порешили, телевизор оставили в правлении. А мой телевизор привезли мне к комбайну, так как я не отвлекался на всякие мелочи, работал. Прошло несколько дней, Толька не смирился с такой «несправедливостью». Ночью заводит свой мотоцикл с люлькой и едет к правлению. Ворует «свой» телевизор и пытается скрыться, но так как он за своим мотоциклом не ухаживал, то «стальной конь» в самый ответственный момент его подводит, заклинил двигатель. Притом посреди огромной лужи. Тольку ловят, телевизор отбирают. Потом, через некоторое время, уже в Ростове, я узнаю, что Толька умер.

Затем три года (1985, 1986 и 1988 годы) испытания и демонстрация комбайнов в Венгрии. Жил я в деревне Оттовень (рядом с австрийской границей). Снимал часть дома у замечательной семьи Майорош. Каждый год я проводил в Венгрии по девять месяцев.

О работе в Венгрии и от общения с венграми у меня остались самые тёплые воспоминания. Через три месяца работы в Венгрии я уже сносно говорил на венгерском, так как работал и жил с венграми. В семье Майорош было две замечательные дочки. Я с ними занимался русским, а они со мной венгерским. Много лет спустя, я возвращался из Франции на машине и заехал к ним в гости.
1996 год. Венгрия. Я с замечательными людьми. Семья Майорош (Янош, Маргит и их дочери Эстер и Кати).
Самыми большими друзьями в Венгрии у нас (со мной работало ещё два специалиста из Союза, конструктор из ГСКБ «Ростсельмаша» и конструктор по двигателям из Харьковского завода «Серп и Молот») были бывшие военнопленные, которые были взяты в плен во время войны и отсидели в лагерях и на поселении по многу лет в СССР. Они с великим удовольствием вспоминали это время и к нам они относились очень доброжелательно. И если мы появлялись в кафе или пивной, они старались нас угостить и поговорить с нами. Надо отметить, что венгры очень доброжелательный народ. За время работы с ними у нас не возникало никаких проблем.

Иногда возникали курьёзные случаи. Закончили мы убирать ранние зерновые в своём базовом хозяйстве и нас попросили помочь соседнему кооперативу. Работали мы бесплатно, так как это была демонстрация комбайна. И венгры старались для нас так же сделать, что-то приятное. Приезжаем мы в соседнее хозяйство. Встречает нас руководитель. Знакомимся. Спрашивает, какие у нас есть пожелания. Мы говорим, что никаких, кроме как быстрее начать работу. Он молча поворачивается и уезжает. Это было, примерно, девять часов утра. Я на комбайне начал убирать, а мои коллеги расположились под огромным дубом на берегу реки. У нас был сервисный УАЗик, укомплектованный всем необходимым для сервисного обслуживания и отдыха.
И вот, мои коллеги (один из Харькова, а другой из Ростова), установили раскладной столик и стулья, сидят, любуются природой, скучают. Тут лихо подъезжает председатель, выходит из машины и несёт ящик пива (12 бутылок по 0,5 л.). Ставит перед ребятами. И говорит, что через два часа ещё наведается к нам. Проходит два часа, я подъезжаю к своим коллегам и вижу, что на столике стоит одна полная бутылка пива (остальные бутылки все пустые) и ростовчанин говорит харьковчанину: «Пей». Тот отвечает, что уже не может. Ростовчанин говорит: «Пей, а то председатель приедет и увидит, что пиво всё ещё не выпито и не привезёт нам ещё. А если увидит, что пиво выпито всё, привезёт ещё». С трудом они допили пиво. Приезжает председатель, видит пива нет, берёт ящик, уезжает и возвращается с новым ящиком пива. И так он им возил пиво через каждые 2-3 часа в течении трёх дней. Он устал и они измучились от своей жадности (каждые 2-3 часа мучится и выпивать по ящику пива). В итоге, председателю надоело целыми днями обслуживать этих ненасытных любителей пива. И он попросил меня съездить с ним (я единственный из этой братии говорил на венгерском) и показал, где брать пиво. После этого жизнь вошла в своё нормальное русло. Мои коллеги пили пиво не торопясь (в день они выпивали уже по нескольку бутылок пива), и когда пиво заканчивалось, мы сами ездили за ним.

Испытания проводились под эгидой Венгерского университета сельского хозяйства и наук о жизни - Hungarian University of Agriculture and Life Science (город Gödöllő). Специалисты из университета проводили хронометраж, а так же сравнительные испытания с другими комбайнами. В частности, с комбайном «Claas Comandor 116 CS» с системой цилиндвов вместо соломотряса.
Система цилиндров.
Для повышения производительности крупноразмерных зерноуборочных комбайнов специалисты компании CLAAS в модели CS заменили соломотрясы на Cylinder-System (CS) с восемью сепарационными цилиндрами.

Claas Commandor

В 1990 году на комбайне CLAAS COMMANDOR был даже поставлен мировой рекорд по уборке пшеницы: 358 т за восемь часов. Зерноуборочные комбайны с системой CS выпускались компанией CLAAS примерно до 1995 года.
Модель
Двигатель
Цилиндр сист./Соломотряс
Очистка
Claas Commandor 116 CS
276 л.с.
6,35 кв.м
5,65 кв.м
Дон – 1500
220 л.с.
5,65 кв.м
4,74 кв.м
И несмотря на то, что CLAAS имел более мощный двигатель и большую площадь очистки, Дон показал более высокую производительность – 11,0 кг/в секунду, а CLAAS - 10,5 кг/в секунду при 1,5% потерь.

Следует отметить, что подобный комбайн с цилиндрами был разработан в Советском Союзе в 1929 году для северных районов СССР, где выпадает в 2–3 раза больше осадков, ниже температура и выше влажность зерна во время уборки, чем в более южных регионах.

При уборке сухой массы, стебли сильно перебиваются и измельчаются цилиндрами. Эта измельченная масса перегружает очистку и не даёт зерну возможности проходить через решета. Зерно уходит в потери.
Поэтому CLAAS показал более низкую производительность чем ДОН.

Так же были проведены ещё одни сравнительные испытания на кукурузе. Мы соревновались с очень интересным комбайном «Laverda MX 300». Комбайн интересен тем, что поперечный ротор размещен в наклонной камере.
Сравнительные характеристики.
Модель
Двигатель
Очистка

Laverda MX 300
300 л.с.
5,38 кв.м
Дон – 1500
220 л.с.
4,74 кв.м
Первый день испытаний для нас складывался не очень удачно. Потери у нас были, примерно, одинаковые. Но на больших скоростях у нас не хватало производительности шнека бункера и он забивался. Мы останавливались, а Laverda продолжала работать. Мы меняли приводные звездочки различного диаметра, что бы увеличить скорость вращения шнека бункера, но существенных изменений не добились. Взяли тайм-аут до следующего дня.

Мы решили заменить шнек бункера на кусок от выгрузного шнека (у нас был запасной выгрузной шнек). Вечером позвонили заместителю генерального конструктора В.А. Шуринову. Он поддержал наше предложение. Всю ночь мы трудились. К утру в бункере стоял шнек большого диаметра. И вот мы в поле. Ситуация поменялась. Теперь Laverda, при достижении определённой скорости, останавливалась, а мы продолжали работать. Но в итоге, мы показали практически одинаковую производительность при допустимых потерях.

В 1988 году испытания закончились. Мы уезжали. Провожать вышла почти вся деревня. За время нашей работы мы подружились практически со всеми жителями. Многие плакали, мы тоже рыдали. Было грустно.
В 1987 году я не ездил в Венгрию. «Ростсельмаш» изготовил первую промышленную партию комбайнов «Дон-1500» - 100 штук. И все эти комбайны были отправлены в Ливенский район Орловской области. Меня направили туда руководителем группы специалистов из конструкторских бюро и заводов-смежников, участвовавших в проектировании комбайнов и поставке оборудования к ним.

Мы в Орловской области отработали хорошо. Правительством СССР было принято окончательное решение о постановке на производство зерноуборочных комбайнов семейства «Дон». Семейство «Дон» включало в себя зерноуборочные комбайны с классической схемой обмолота и различной производительности, роторные зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны, самоходные шасси.
На заводе было организовано производство зерноуборочных комбайнов с классической схемой (Дон – 1200, Дон – 1500), роторных (Дон – 2600), рисоуборочных, крутосклонных, а так же подготовлена документация к постановке на производство клещевиноуборочного комбайна.

Дон – 1500

Дон – 1200

Дон – 2600 (роторный)

Дон – 1200 (крутосклонный)

Дон – 1500 (рисоуборочный)

Клещевиноуборочный комбайн ККС-8

Конец 80-х, начало 90-х годов. Страна начала резко меняться. Появились первые частные предприятия (кооперативы). А так же совместные предприятия (с иностранным капиталом). На заводах руководителей уже не назначали вышестоящие органы, а их избирали коллективы и т.д. Появились новые слова, такие как, маркетинг. Мне это было интересно. Я начал общаться с различными маркетинговыми организациями. Окончил курсы по маркетингу при МГИМО, съездил с профессорами МГИМО на большой семинар ведущих маркетологов стран членов СЭВ (Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах), который проходил в городе Гданьск (Польша). На заводе создали отдел маркетинга и меня назначили руководителем этого отдела, а затем заместителем директора по сбыту, техническому обслуживанию и внешнеэкономическим связям. Но каких либо существенных изменений на заводе не предвиделось. В 1998 году я ушел с завода.

В 2000 году на «Ростсельмаше» сменилось руководство – завод перешел под контроль московского холдинга «Содружество. Промышленный союз «Новое Содружество» на сегодняшний день является стратегическим собственником предприятия (основатели и управляющие партнеры – Бабкин Константин Анатольевич, Удрас Дмитрий Александрович и Рязанов Юрий Викторович. Генеральный директор ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» – Валерий Викторович Мальцев.

Новая команда, пройдя через тяжелые испытания, вдохнула жизнь в завод, влачивший жалкое существование. В июне 2004 года на заводе начат выпуск комбайна VECTOR, который в 2005 году получил медаль на конкурсе инноваций SIMA-2005 (Франция). Весной 2007 года на «Ростсельмаше» начинается серийное производство комбайна 5-го класса ACROS 530. В связи с этим производство комбайнов
«Дон-1500Б» было прекращено.

Осенью 2007 года «Ростсельмаш» приобрѐл тракторный завод «Buhler VERSATILE» в Канаде. В 2008 году в состав «Ростсельмаш» вошла компания Klever, производящая кормоуборочную, прицепную и навесную технику.

В 2009 году «Ростсельмаш» приобрел часть активов американской компании Red Ball для развития производства опрыскивателей. В 2010 году приобретены активы американской компании Feterl Manufacturing Corp. В 2011 году компания Buhler Industries Inc, контрольным пакетом которой владеет «Ростсельмаш», приобрела активы канадского производителя техники для сева и почвообработки и др. Ezee-On Manufacturing. Это позволяет «Ростсельмаш» предоставлять весь спектр техники, которая может быть востребована в течение сельскохозяйственного года. «Ростсельмаш», на сегодняшний день, динамично развивается. Начато строительство тракторного завода в Ростове-на-Дону.

Модельный ряд зерноуборочных комбайнов «Ростсельмаша».

Следует отметить, что новое руководство «Ростсельмаша» привело компановку комбайнов в оптимальный вид, расположив кабину по центру, а двигатель за бункером. Так как это предполагалось в самом начале проектирования высокопроизводительных комбайнов (Нива – 1500).

Примечание: Все материалы взяты из открытых источников, а так же с сайта и рекламных материалов «Ростсельмаша».
Made on
Tilda