Компания Sampo

История финской компании Sampo началась с производства молотилок с ручным приводом (рисунок 2.48), которые выпускались в Поринских мастерских с 1853 года (фамильный бизнес Oy W.Rosenlew Ab). Привод механизма осуществлялся вручную с помощью двух человек. В конструкции молотилки был предусмотрен шкив для возможности привода от двигателя. Позже в конструкции появились решета очистки и клавишный соломотряс.
 

1.png

Молотилка с ручным приводом

В 1920 году молотилка получает название Сампо (легендарная мельница из легенд финского эпоса, собранных в поэму Калевала). В начале 50-х на ряду с деревянной конструкцией появилась также металлическая молотилка Teräs-Sampo. Выпуск таких молотилок был прекращен в начале 60-х годов ХХ века.

2.png

Молотилка Teräs-Sampo

Первый прототип комбайна Sampo был разработан в 1954 году конструкторами Ууно Скогбергом и Тууре Салми.

3.png

Проект первого зерноуборочного комбайна Sampo

Конструкцию молотильной части первый комбайн унаследовал от молотилки Teräs-Sampo. Его вес был равен 1 900 кг. Регулировка высоты жатки осуществлялась гидравлически. Флотация жатки происходила при помощи двух пружин, соединенных посредством троса с верхней частью молотилки.

 

Промышленный бензиновый двигатель VW мощностью 28 лошадиных сил имел воздушное охлаждение. Первые комбайны были оснащены системой фасовки в мешки, но, начиная с 1963 года, появились зерновые бункеры объемом 700 литров. Во время первого сезона работы комбайна, в 1957 году, выпало неожиданно большое количество осадков, влажность зерна была повышенной, пашни размыты дождями. Это стало хорошей проверкой эффективности работы отдела технического обслуживания и обеспечения запасными частями.

Модель Sampo 657 LP активно экспортировалась в Швецию, Норвегию и Данию. А в 1959 году она была протестирована в Греции на сборе риса. В период с 1957 по 1966 годы в общей сложности было выпущено 2 527 комбайнов Sampo 657 LP, которые со временем прозвали «Бабуся Сампо».

В 1961 году появилась модель Sampo 792 LP, ширина жатки которой равна семи футам (2,1 м), а ширина молотилки – 92 см. Модель сразу окрестили Ukko Sampo (Дед Сампо). Комбайн комплектовался дизельным двигателем Perkins мощностью 39 лошадиных сил и весил 2 800 кг. В период с 1961 года по 1966 год выпуск «Деда Сампо» составил 1812 единиц.


В 1963 году комбайн оборудовали зерновым бункером объемом в 1,1 м3. В тот же период производилась модель 792 LPSS, в которой наряду с бункером была оставлена система фасовки в мешки, в народе прозванный Suhina Sampo (Шипящий Cампо).

 

В 1964 году появилась возможность оснащения комбайна восьмифутовой
(2,4 м) жаткой. Это была уже следующая модель – Sampo 892 LP. Этим комбай ном была достигнута производительность 4000 кг/ час. В первую очередь она ограничивалась расторопностью человека, находящегося на фасовке.

4.png

Зерноуборочный комбайн Sampo 792 LP

В 1965 году была произведена модель Sampo 10.

За 14 лет было выпущено 10122 экземпляра «десятки». Ширина захвата жатки Sampo 10 составляла 7 футов (2,1 м) при ширине молотилки 80 см. Наряду с фасовкой в мешки комбайн был оборудован зерновым бункером, объѐмом 1,1 м3. Весила «десятка» 2750 кг. Внизу с правой стороны молотилки размещался дизельный двигатель Perkins мощностью в 43 лошадиных силы.

5.png

Зерноуборочный комбайн Sampo 792 LP

В 1967 году модель Sampo 10 унаследовала от «Деда Сампо» восьмифутовую жатку. Комбайн с шириной жатки 7 футов (2,1м) стал моделью Sampo 20, а с восьмифутовой жаткой – Sampo 30. Комбайны были оснащены трехцилиндровым двигателем Valmet в 54 л.с. Объѐм зернового бункера был увеличен до 1,2 и 1,5 м3. В 1971 году у Sampo появилась «фамилия» Rosenlew и новое название Sampo Rosenlew 25 и Sampo Rosenlew 35.

 

В Финляндии в 70-е годы цены регулировались на государственном уровне, и право повышения цены на комбайн требовало веских причин, таких как значительное увеличение производительности комбайна. Как следствие были увеличены площади соломотряса и решѐтного стана, а также объѐм зернового бункера и мощность двигателя.


Так в 1973 году появились Sampo Rosenlew 310 и Sampo Rosenlew 360. Вес последнего составлял 3360 кг, объѐм зернового бункера – 1,7 м3, мощность двигателя – 54 л. с.

 

Экспорт комбайнов в Швецию сначала производился через компанию Maskinköp Ab, которой совместно владели Поринский завод W. Rosenlew & Co и компания Valmet Oy. В 1968 году был подписан договор с
International Harvester Company о продаже комбайнов Sampo в Швеции под брендом IH-Sampo 20 и IH-Sampo 30.

 

Через IH в 1970 году начался экспорт машин в Данию. В том же году через представителя IH комбайны начали поставляться в Норвегию. С дочерним предприятием IH в Западной Германии IHC G.m.b.H в 1969 году был заключѐн договор на поставку 600 комбайнов Sampo 8-31 в течение трѐх лет. В Голландию и Южную Африку экспорт начался в 1970 году через бельгийского импортера Clayson. В конце марта 1970 года, из порта города Турку была отправлена первая экспортная партия – 30 комбайнов «Сампо» в Южно-Африканскую Республику.


В 1978 году комбайны серии Sampo Rosenlew 500  заменили десятую серию. Ширина молотилок была увеличена с 80 до 87 см, ширина жатки – до 9 футов (2,7 м), а количество клавиш соломотряса увеличено с трѐх до четырѐх. Двигатель Valmet, мощностью в 64 лошадиных силы, попрежнему оставался с правой стороны, но его расположение было изменено. Теперь двигатель был размещѐн поперек молотилки, благодаря чему исчезла угловая передача. Форма зернового бункера стала W-образной, а объѐм увеличился до 2,1 м³. Бункер опустили ниже, таким образом, центр тяжести комбайна сместился вниз, что дало преимущество при жатве пашен на крутых склонах, например в Норвегии.

 

В 1980 году модель Sampo Rosenlew 500 была признана лучшей в своем классе по производительности. Это показали результаты испытаний сельскохозяйственной техники, как в Финляндии, так и в Швеции. В 1985 году была разработана модель Sampo Rosenlew 580, а в преддверии смены века в 90-х годах она сменилась на Sampo Rosenlew 2020 и 2025. Мощности двигателей данных комбайнов в рамках 200-й серии составили 79 л.с. и 87 л.с.

В период с 1978 по 1997 года комбайнов серии 500 было выпущено 10 388 штук. Из них 2 336 были в красных цветах Massey Ferguson (модели MF330, MF16, MF17 и MF19).